07 июля, среда, 2010 | vecherka.com.ua

 

 

Вечерний Мариуполь
  • На главную
  •  
  • Поставить закладку
  •  
  • Сделать стартовой
  •  


    Главная / Новость

    Контр-адмирал Михаил Беренс

     

    С помощью материалов из Интернета, других источников удалось по возможности более подробно воссоздать его жизненный путь. Итак, Михаил Андреевич Беренс родился 16 января 1879 г. в г. Кутаис (ныне Кутаиси, Грузия; тогда на территории Российской империи) в семье прокурора, представителя дворянской фамилии, чьи корни, возможно, уходили еще во времена Петра Ι. Его мать - Мария Алиханова происходила из большого просвещенного армянского рода. В 1898 г. он окончил Морской кадетский корпус, выйдя из него мичманом. Заметим, что мичман был чином офицерским, и соответствовал подпоручику сухопутных войск. Узнать что-нибудь о детстве Михаила Беренса не удалось. Да было ли оно у него? Ведь кадетом он стал в тринадцать лет, а можно ли назвать детством жизнь паренька в условиях жесткой дисциплины закрытого военно-учебного заведения.

    После окончания Морского кадетского корпуса мичман Михаил Беренс служил в Тихоокеанской эскадре на канонерской лодке «Гиляк» командиром плутонга (группы расположенных рядом орудий одинакового калибра на корабле, что соответствует современному понятию «батарея»). В 1900 г., во время так называемого Боксерского восстания в Китае, участвовал в штурме форта Таку — укрепленного пункта в китайской провинции Печили, при устье реки Пей-хо на северо-востоке Китая.

    В 1904 году он успешно завершает обучение в так называемом Временном штурманском офицерском классе. Ему присваивают квалификацию - штурманский офицер 1 разряда. Временный штурманский офицерский класс представлял собой специальное военно-морское учебное заведение для подготовки корабельных штурманов. Созданный в начале XX века, он располагался в Кронштадте. Для обучения принимали строевых офицеров – мичманов. Теоретический курс навигации, маневрирования, штурманских приборов, мореходной астрономии, метеорологии, гидрографии и др. дисциплин составлял пять с половиной месяцев. После сдачи экзамена офицеры с марта по май совершали заграничное плавание на транспорте "Океан" и после испытаний по практике кораблевождения получали звание штурманского офицера.

    С начала русско-японской войны Михаил Беренс находился в Порт-Артуре на эскадренном броненосце «Севастополь», а затем командовал миноносцем «Бойкий» (07.11-20.12.1904), с которым прорвал японскую блокаду и был интернирован в нейтральном порту Циндао. Награжден золотой саблей с надписью «За храбрость». После русско-японской войны Михаил Андреевич служил на Балтийском флоте, плавая на крейсерах «Рюрик» и «Диана», на последнем - помощником старшего офицера.

    В 1908—1914 гг. командовал эсминцами «Легкий», «Туркменец-Ставропольский», «Победитель». В апреле 1915 г. назначен командиром лучшего и наиболее современного по тем временам эсминца «Новик». 18 августа 1915 г. в Рижском заливе вступил в бой с двумя германскими эсминцами и причинил им сильные повреждения, в результате чего один из них затонул. Награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и Кавалерским крестом французского ордена Почетного легиона. В 1916 г. М.А.Беренс - капитан 1 ранга и командир линейного корабля «Петропавловск». В одном литературном источнике написано: «В 1917 году снят с должности командира линейного корабля «Петропавловск» из-за конфликта с командой». Стоит ли удивляться, что этот «конфликт» возник. Мог ли смириться кадровый офицер флота с падением дисциплины, вызванным революционными событиями, на вверенном ему корабле?

    Однако опыт и глубокие знания Беренса пригодились: в конце 1917 г. он становится исполняющим делами начальника штаба минной обороны Балтийского флота. 12 января 1918 г. его увольняют без права получения пенсии. В марте 1919 года он выехал из Петрограда в Финляндию, затем - на Дальний Восток, где присоединился к адмиралу Колчаку. В том же 1919 году Михаилу Андреевичу присваивают чин контр-адмирала. В 1919-1920 гг. он командовал силами Приморской земской управы, центр которой находился во Владивостоке. В 1920 году исполнял обязанности командующего морскими силами белых на Тихом океане. В ночь на 31 января 1920 г. возглавил уход отряда вспомогательных судов с гардемаринами Морского училища и беженцами из Владивостока в Цуругу – один из японских портов на западном побережье острова Хонсю.

    В начале осени 1920 г. контр-адмирал Беренс прибыл в распоряжение генерала Врангеля в Крым и был назначен командиром отряда судов на Азовском море. 27 октября 1920 г. назначен командиром 2-го отряда судов Черноморского флота и старшим морским начальником в Керчи. В ноябре 1920 г., при эвакуации армии генерала Врангеля организовал погрузку войск и беженцев в Керчи и 24 ноября занял пост младшего флагмана Черноморской эскадры. Был одним из тех главных морских начальников, которые руководили переходом флота во французскую военно-морскую базу Бизерту в Тунисе – на тот период протекторате Франции. После отъезда адмирала М. А. Кедрова в Париж принял командование эскадрой. Обеспечил ремонт кораблей, сохранение основного состава и продолжение обучения гардемарин в Морском корпусе до разоружения эскадры после признания Францией СССР 29 октября 1924 г.

    Михаил Андреевич был отважным боевым офицером. Кроме золотой сабли «За храбрость», ордена Святого Георгия 4-й степени и Кавалерского креста французского ордена Почетного легиона, упомянутых выше, он был награжден орденом Святой Анны 4-й степени, орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, орденом Святой Анны 3-й степени с мечами, орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом.

    После разоружения эскадры многие русские моряки покинули Тунис, чтобы найти лучшую долю в других странах. Беренс остался в Тунисе, где занимал технические должности в местной сельскохозяйственной дирекции. Активно участвовал в делах местного отдела Военно-Морского союза. Он пользовался авторитетом и уважением у местной французской администрации. Скромнейший и преданный флоту человек, никогда не имевший семьи, он окончил свои годы в безвестности. Особенно тяжкие испытания пришлось перенести Михаилу Андреевичу в годы оккупации Туниса немцами. Он зарабатывал гроши на пропитание изготовлением деревянных игрушек. Свидетельством его глубокой порядочности является, например, следующий факт. Когда в 1925 году в Бизерту прибыла смешанная советско-французская комиссия для осмотра военных кораблей, в состав которой входил старший брат Михаила Андреевича Евгений, чтобы избежать распространения вредных марксистских идей, власти предписали членам комиссии «избегать встреч с офицерами и матросами Русской эскадры или их семьями», а также запретили иметь какие-либо сношения с местным населением. Узнав об этом и не желая подвергать своего брата малейшему подозрению во встрече с ним, Михаил Беренс в день осмотра кораблей уехал из Бизерты в город Тунис – столицу страны.

    Коль скоро здесь упомянут брат Михаила Андреевича, стоит, наверное, посвятить и ему несколько строк. Евгений Андреевич Беренс родился 11 ноября 1876 года в Тифлисе. В 1895 окончил Морской кадетский корпус. В 1904 г. — старший штурман крейсера «Варяг». Участвовал в морском бою у Чемульпо (1904). После русско-японской войны служил на кораблях Балтийского флота. В 1910 — 14 гг. — военно-морской атташе в Германии, в 1915—17 гг. — в Италии. В 1917 г. (в чине капитана I ранга) был назначен начальником иностранного отдела Морского Генштаба. После Октябрьской революции перешёл на сторону советской власти. Занимал должности: начальника Морского Генштаба (ноябрь 1917 — апрель 1919); командующего морскими силами Республики (апрель 1919 — февраль 1920); состоял для особо важных поручений при РВС Республики (1920—24); военно-морской атташе СССР в Англии и Франции (1924—25). Е. Беренс – один из авторов плана Ледового похода Балтийского флота в 1918 году. Он обосновал доклад Советскому правительству о необходимости затопления Черноморского флота в Новороссийске в 1918 г. Участвовал в качестве эксперта в работе советской делегации на Генуэзской, Лозаннской и Рижской мирных конференциях, а также 4-й сессии подготовительной комиссии конференции по разоружению в Женеве.  Умер 7 апреля 1928 года в Москве. Похоронен Евгений Андреевич на Новодевичьем кладбище.

    Михаил Андреевич Беренс скончался 20 января 1943 г., когда Тунис был оккупирован немцами и все передвижения иностранцев между населенными пунктами были запрещены. Поэтому очень немногие из русских эмигрантов смогли приехать на похороны своего командира. Адмирал был похоронен в общей могиле. Уже после освобождения Туниса от немецкой оккупации прах М. А. Беренса перезахоронили в отдельной могиле на православном кладбище в предместье г.Туниса Мегрине.

    Сергей БУРОВ,

    по материалам Интернета.

    В 1994 году вышла в свет книга Владимира Андреевича Павлия «Азовское море. Очерки истории торгового и военного мореплавания». В ней, пожалуй, впервые в мариупольском краеведении наряду с боевой историей Красной Азовской военной флотилии описаны действия ее противника - врангелевского флота, а точнее - отряда военных кораблей Азовского моря. В соответствующей главе упомянут и ее командующий – капитан Ι ранга М. А. Беренс, приведены также его портрет и краткая биографическая справка, читая которую сразу становиться ясно, что это яркая неординарная личность, человек преданный своему долгу.

    062.in.ua - работа в Донецке. 061.in.ua - работа в Запорожье. 048.in.ua - работа в Одессе. 0642.com.ua - работа в Луганске.


    © ЧП "Аллигатор"
    © 2007 "Вечерний Мариуполь"
    Разработка и хостинг MariupolCity.com