Дмитрий Забавин: «Система ЖКХ требует комплексной реорганизации»


Тема сегодняшней беседы - жилищно-коммунальное хозяйство и способы его реорганизации. На вопросы, связанные с этой острейшей проблемой, отвечает гость «Вечернего Мариуполя» - Забавин Дмитрий Вячеславович, общественный деятель, председатель общественного объединения «СООМ».

 

- Дмитрий Вячеславович, какую оценку можно дать нынешней системе ЖКХ?

- Добрый день. Я думаю, что оценку системе ЖКХ может дать каждый потребитель, исходя из качества предоставляемых услуг. Я не скажу, что ситуация катастрофическая, но она близка к критической грани. В большей степени это касается услуг ЖКХ, связанных с содержанием дома и придомовой территории. Думаю, что в нашей беседе нужно акцентировать внимание именно на этой составляющей.

- Кто виноват в сложившейся ситуации?

- Действующая система предоставления услуг по содержанию дома и придомовой территории. Исходя из нынешнего состояния жилого фонда, можно сделать вывод, что система предоставления услуг требует немедленной реорганизации. 

Если персонифицировать, то большую часть претензий можно предъявлять к  ЖЭКам, жилищно-коммунальным предприятиям и другим структурам, которые предоставляют услуги по содержанию дома и придомовой территории. Подавляющее большинство этих структур, в силу своей неэффективной работы,  не способны должным образом осуществлять обслуживание домов.

- А ОСМД будет являться выходом из сложившейся ситуации?

- На мой взгляд, ОСМД в том виде, в котором государство предлагает сейчас, не будет достаточно эффективным механизмом. В этом вопросе есть свои плюсы и минусы.

Во-первых, нужно внести ряд изменений в законодательство. Во-вторых, не должно быть резкого перехода к ОСМД. Нельзя в одночасье сломать всю систему ЖКХ и сказать: сегодня мы закрываем все предприятия ЖКХ а завтра в каждом многоэтажном доме создаем ОСМД. Перед тем как в многоэтажных домах будет введено ОСМД, в них обязательно должен быть сделан капитальный ремонт. Иначе жители многоэтажного дома в дальнейшем самостоятельно не справятся со всеми возникающими проблемами. И ремонт должен быть сделан явно не за счет жителей дома.

Безусловно, можно найти много хороших примеров, когда жители домов отказались от услуг ЖЭКа и создали либо кооператив, либо ОСМД и в таких домах и тарифы могут быть ниже, и дома содержатся лучше, порядок на придомовой территории. Правда, здесь очень многое зависит от самого отношения жителей дома к общему имуществу.

- В чем это должно проявляться?

- В этом случае люди более ответственно относятся к общему имуществу, к дому. По крайней мере, тогда они знают, за что платят.  Ведь почему система ЖКХ терпит большие убытки? Отчасти потому, что образуются огромные долги населения по оплате за услуги по содержанию дома. Но почему-то мало кто задумывается над тем, из-за чего так происходит. А ответ лежит на поверхности. Многие принципиально не платят ЖЭКам.

- А как Вы думаете, с чем это связано? Ведь какие-то услуги им все же предоставляют?

- Если люди оплачивают квитанцию за воду или допустим за газ, то они знают, что пользовались этими услугами. Поэтому бесспорно, за эти услуги нужно платить в том объеме, в котором они потреблялись. С услугами по содержанию дома и придомовой территории все иначе. Очень часто люди просто не видят, за что они в этом случае должны платить.

Поэтому нежелание платить предприятию, оказывающему услуги по содержанию дома и придомовой территории,  зачастую связано с крайне низким качеством предоставленных услуг либо вообще из-за их отсутствия.

Я, например, отношусь к таким людям и из принципа не оплачиваю квитанции так называемого ЖЭКа. Потому что я не вижу, за что нужно платить 1 гривну 70 копеек за м2. Я подсчитал, что с тем объемом услуг, которые оказывает предприятие ЖКХ, оплате подлежит не более 1/3 части  той суммы, которая указана в квитанции.

И здесь очень важный аспект - люди не должны воспринимать платежку как должное. То есть, если пришла квитанция за этот вид услуг ЖКХ, это еще не значит, что обязательно нужно платить полную сумму, которая там указана. Для начала нужно разобраться, а есть ли за что платить. И все ли услуги по содержанию дома оказаны или в квитанции попросту дутые цифры.

Значительная часть  средств, поступающих на лицевой счет предприятия, идет на фонд оплаты труда жилищного предприятия. Деньги попросту растворяются на содержание предприятия и зарплату его аппарата. Я подчеркиваю, что именно аппарата. А уборщикам и дворникам систематически задерживают зарплату.

Правоотношения между предприятием и потребителями должно действовать по такой схеме: «Предприятие оказывает услуги, а потребитель оплачивает эти услуги. Если нет услуг, то, соответственно, нет денег!»

Например, директор одного из ЖЭКов в из ответе на запрос написал, что в связи с образовавшимся долгом рабочие своевременно не получают зарплату, и поэтому не хотят оказывать услуги качественно. Таким ответом директор признал, что его предприятие некачественно предоставляет услуги по содержанию дома. Ну а насчет зарплат, то почему-то в большей степени ее задерживают дворникам и уборщикам.  Почему так происходит? Очевидно, что этот вопрос нужно задавать директору ЖЭКа.

Наша организация проводила  много исследований, связанных с качеством предоставленных услуг. По проведенным опросам, в 2/3 случаев устные обращения в ЖЭКи по элементарным проблемам не решаются. По 50 % письменных обращений приходит отписка, в которой пишут, что нет средств или по дому большая задолженность, поэтому невозможно выполнить ту или иную услугу. 

- Но ведь ЖЭКи могут взыскать задолженность в судебном порядке?

- Не всегда.  Можно попробовать доказать в суде, что большая часть услуг из общего перечня попросту не оказывалась. Исходя из анализа судебной практики, можно сказать, что далеко не всегда суд принимает решение о взыскании полной суммы задолженности. Очень часто суд принимает во внимание аргументы и доказательства, приведенные ответчиком. К тому же, представитель предприятия по требованию обязан предоставить аргументированные ответы, куда и на что предприятие потратило деньги, какой объем услуг выполнен. Предоставить все акты выполненных работ. В большинстве случаев представитель жилищно-коммунального предприятия не сможет дать в суде аргументированного ответа на эти вопросы и еще более проблемным для него будет предоставить всю затребованную документацию и доказать факт оказания большей  части услуг.  В данном случае суд может принять решение о частичном удовлетворении требований истца и взыскать с ответчика лишь часть средств. Например, если ЖЭК затребовал долг с потребителя скажем 2000 гривен, но при этом было доказано, что часть услуг ЖЭКом не предоставлялась или предоставлялась некачественно, то суд может принять решение о взыскании скажем  половины суммы, то есть 1000 грн. 

Если все же суд первой инстанции не примет во внимание эти аргументы, то очень большая вероятность того, что в апелляционном суде можно доказать свою правоту.  Судебная практика содержит много примеров, когда потребители проигрывали суд первой инстанции в этом вопросе, а апелляционный суд более детально исследовал аргументы потребителя, взяв во внимание все доказательства, принимал решение в пользу потребителя.  Все зависит от того, насколько принципиальной будет позиция потребителя в данном вопросе и насколько далеко он готов пойти.

- Если с нынешней системой все так плохо, тогда какие Вы видите альтернативы?

- Альтернатив есть несколько. И лучше, чтобы они были осуществлены в комплексе.

Первое - ввести прозрачную систему затрат на содержание дома и придомовой территории. Установить это можно, введя отдельный лицевой счет по оплате услуг ЖКХ для каждого конкретно взятого дома. В этом случае, жители дома будут видеть, на что уходят их деньги, оплаченные за содержание дома. Сколько пошло на уборку придомовой территории, сколько пошло на освещение мест общего пользования, сколько на фонд оплаты труда предприятия и т.д. Но самое главное, что в этом случае в квитанции бы отображался остаток средств на счету дома за каждый месяц. Эти средства постепенно бы аккумулировались на счету дома, и со временем на них можно было бы осуществить какие-либо серьезные ремонтные работы.

Второе - нужно разрешить жителям многоэтажных домов самостоятельно определять перечень и периодичность оказания услуг по содержанию дома и придомовой территории.

К примеру, если жители одного дома хотят, чтобы влажная уборка на лестничных клетках их дома проводилась ежедневно, то они должны иметь право получать такую услугу, но естественно это будет стоить дороже обычного тарифа. Если же жители какого-то дома хотят отказаться от уборки лестничных клеток или придомовой территории и проводить ее собственными силами, то они также должны иметь на это право. В таком случае жители дома будут платить за услуги по содержанию дома меньше ныне действующего тарифа. Такая же схема должна быть и по освещению мест общего пользования, обслуживанию сантехсистем дома и по ряду других услуг, которые оказывают предприятия ЖКХ.

И третье - сократить штат работников жилищных предприятий, провести оптимизацию. Но не в том понимании, в котором это привыкли делать руководители предприятий, сокращая штат уборщиков и дворников. Сокращать нужно исключительно управленческий штат предприятий. Не исключено, что часть таких сотрудников вообще могут числиться  как «мертвые души». То есть, кто-то получает зарплату за тех людей, которые и вовсе не появляются на предприятиях.

Таким образом, система ЖКХ требует комплексной реорганизации. В совокупности все три перечисленные альтернативы помогли бы вывести систему ЖКХ из кризиса. При этом значительно улучшилось бы качество услуг при ныне существующих тарифах. 

- А насколько реально  все это воплотить в жизнь?

- Я не вижу каких-либо препятствий в данном направлении. Установить прозрачные тарифы возможно, дать потребителям право самим определять, какие услуги ЖКХ нужны для содержания их дома, тоже возможно, оптимизировать штат работников предприятий ЖКХ также возможно.

- В заключение нашей беседы, какой бы Вы могли дать совет, связанный с проблемами ЖКХ жителям нашего города?

- Собрать как можно больше информации о том, на что потрачены деньги, связанные с оплатой за услуги по содержанию дома и придомовой территории. Для этого нужно направить письменные запросы на информацию, согласно ЗУ «О доступе к публичной информации». Затребовать от предприятия ЖКХ информацию о том, когда проводился капитальный ремонт дома и был ли он вообще. А также затребовать акты выполненных работ по тем видам услуг, по которым у Вас есть сомнение в качестве их предоставления. Качественно ли предоставлены или вообще были ли предоставлены эти услуги. Следует обратить внимание на такие услуги как: уборка придомовой территории, уборка лестничных клеток, обслуживание дымовентиляционных каналов, обслуживание сантехсистем дома, дератизация, дезинфекция и освещение мест общего пользования. Когда соберется достаточное количество материалов, можно объективно проанализировать информацию, и аргументировано требовать от ЖЭКа выполнения тех или иных услуг или требовать перерасчет за некачественно предоставленные услуги.

Если ЖЭК некачественно предоставляет какие-либо услуги по содержанию дома и после письменного обращения с требованием решить проблему она не была решена, тогда можно позвонить на правительственную горячую линию 0-800-507-309 (с домашнего телефона бесплатно) и оставить жалобу на директора ЖЭКа по поводу некачественного предоставления услуг по содержанию дома. В большинстве случаев проблема с той или иной услугой будет решена. Например, было восстановлено освещение на лестничных клетках одного из многоэтажных домов после обращения на правительственную линию с жалобой на ЖЭК по поводу некачественного предоставления услуг по освещению мест общего пользования.

 

Спасибо за беседу.

КОММЕНТАРИИ


Ваше имя

Код